Реформа ЖКХ. Качество услуг как не дать себя обмануть

        22 марта 2011 Автор: .          Прокомментировать    

Жкх серовЖилищно-коммунальная отрасль реформируется далеко не первый год. Однако качество предоставляемых услуг по-прежнему далеко от совершенства. Причина этого не только в обветшалой инфраструктуре и недобросовестности работников ЖКХ, но и в пренебрежительном отношении к данной сфере самих собственников жилья и их элементарной неинформированности. Так какие же знания пригодятся гражданам для того, чтобы обеспечить себе достойное существование в многоквартирных домах? С помощью специалистов Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ предлагаем полезную для населения информацию.

Главное — грамотно договориться
Поставку жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) регламентирует, прежде всего, такой важный в этом отношении документ, как договор. Каждый собственник, чье жилье находится в управлении специализированной компании, заключает договор именно с ней, а жильцы, пожелавшие управлять своим жилфондом самостоятельно, — непосредственно с поставщиками услуг. Если в доме создано товарищество собственников жилья или жилищно-строительный кооператив, то для самих квартировладельцев соответствующим документом является решение общего собрания, а уж договоры заключаются от имени ТСЖ и ЖСК.

Но договариваться в любом случае придется. И выгодно это в первую очередь жильцам, поскольку такой документ является гарантом соблюдения обеими сторонами принятых на себя обязательств. Он помогает гражданам контролировать качество услуг и отстаивать свои права. Главное — правильно его составить. Какие пункты в обязательном порядке нужно включить в договор, чтобы защитить себя от ненадлежащего выполнения поставщиком ЖКУ своей непосредственной работы?

В документе должны быть четко прописаны права, обязанности и меры ответственности сторон. Обратите внимание на то, чтобы в нем присутствовали пункты, в которых указаны стоимость услуг, сроки оплаты, порядок расчета платежей и изменения их размера при некачественно выполненной работе, механизм установления факта недобросовестной поставки услуги. И еще один немаловажный момент: если в договоре не указаны сроки и порядок поставки ЖКУ, он может быть признан недействительным.

Важным является уточнение условий изменения, расторжения и продления срока действия такого документа, примерный текст которого, в полной мере учитывающий интересы потребителей ЖКУ, можно найти на сайте Минстроя. Если договор составлен некорректно, а поставщик отказывается вносить в него изменения, нужно сначала подготовить протокол разногласий и направить его соответствующему адресату по почте с уведомлением о вручении (или нарочным с отметкой о получении). В течение месяца вам обязаны ответить. Не сделано это или же получен отрицательный ответ? Можете смело обращаться в суд.

Обо всем этом нужно помнить
Существуют нормативные требования к каждому виду услуг. К примеру, водоснабжение (холодное и горячее) должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды в общей сложности — восемь часов за месяц и не более четырех — единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — не дольше 24 часов. За каждый час просрочки ежемесячная плата снижается на 0,15 процента. Температура горячей воды не должна опускаться ниже 50 градусов.

Электричество допустимо отключать не более чем на два часа в месяц при наличии двух независимых источников питания и не более чем на 24 часа — при одном источнике. За каждый дополнительный час недопоставки услуги платеж снижается на 0,15 процента (при отклонении напряжения от существующих стандартов — на столько же). Газоснабжение также должно быть круглосуточным и бесперебойным. Газовикам дается фора максимум на четыре часа в течение месяца, иначе их доходы ежечасно будут уменьшаться на 0,15 процента. Вопрос теплоснабжения сегодня (с окончанием отопительного сезона) уже не актуален, поэтому вернемся к нему ближе к осени.

Поставка жилищных услуг (по управлению жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и других) регулируется следующим образом. Общее собрание собственников многоквартирного дома самостоятельно решает, с какой периодичностью и по какой стоимости будут оказываться эти услуги. Можно ограничиться минимальным поддержанием порядка в соответствии с принятыми правилами и нормами (что, впрочем, и имеет место в большинстве домов), но, безусловно, лучше обеспечить людям более комфортные условия проживания.

Не стоит переплачивать
Чтобы приучить жилищно-коммунальные службы исправно выполнять свои обязанности, нужно платить только за предоставленные, причем доброкачественные, ЖКУ. В случае недопоставки какой-либо услуги необходимо уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу (АДС): в письменной или устной форме (в том числе по телефону) изложить суть проблемы. Сотрудник АДС обязан сообщить свое имя, регистрационный номер заявки и время ее приема.

Далее процедура прописана таким образом: если диспетчеру известны причины происшедшего, он должен вам сообщить о них и сделать отметку в журнале регистрации. Что и будет являться основанием для признания факта непредоставления или некачественного выполнения услуги. Если работнику АДС причины неведомы, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления соответствующего факта, по результатам проверки которого составляется акт и подписывается потребителем, исполнителем услуги. Стороны не пришли к единому мнению? Тогда назначается новая экспертиза, к которой подключаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

В акте должны быть указаны параметры нарушения качества услуги, время и дата начала ее недопоставки. Важно отметить, что началом будет считаться момент, когда была подана заявка в аварийно-диспетчерскую службу, либо время, обозначенное в акте или зафиксированное общедомовым (возможно, индивидуальным) прибором учета. Данный документ, составляемый в двух экземплярах, является основанием для перерасчета платежа. В случае отказа в перерасчете следует обратиться в жилищную инспекцию, которая призвана защищать права граждан в вопросах предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Конечно, все это довольно хлопотное занятие, но таковы действующие у нас правила. К тому же стоит внимательно присмотреться, от чего отталкивается управляющая компания при расчете платы за ЖКУ — от нормативов или показаний индивидуального счетчика. Данные, снятые с прибора учета, должны в обязательном порядке приниматься для расчета платежа. Если в счете-фактуре отображены нормативы, нужно обратиться в организацию, управляющую вашим домом. Существует практика, когда сначала сумма начисляется исходя из принятых нормативов, а по истечении определенного времени производится перерасчет. Вам необоснованно отказывают рассчитывать плату по показаниям квартирного счетчика? Не стесняйтесь по такому поводу жаловаться в жилинспекцию.

Кстати, перерасчет платежей за жилищно-коммунальные услуги делается и в случае временного отсутствия в квартире жильцов (более пяти дней). Перерасчет можно потребовать (при условии отсутствия счетчиков) за следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение. Плата за жилищные услуги не пересчитывается, и этому есть простое объяснение: подъезд и двор убираются вне зависимости от того, все жильцы проживают в доме на данный момент или не все.

Для перерасчета потребуются письменное заявление от жильца и документы, подтверждающие его временное отсутствие в квартире, к примеру, копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице и так далее. Причем сделать это нужно не позднее чем через месяц после прибытия домой. А перерасчет должен быть произведен в течение пяти рабочих дней.

Долги — себе дороже
Иногда поставка жилищно-коммунальных услуг может быть попросту прекращена. Понятно, что при возникновении аварийных ситуаций на оборудовании или в сетях, при стихийных бедствиях или чрезвычайных происшествиях это делается без предварительного уведомления потребителя ЖКУ.

А в случае неполного погашения платежей поставщик вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, но только через месяц после письменного извещения об этом жильцов. Причем неполной оплатой считается задолженность по одной или нескольким услугам, превышающая по сумме шесть ежемесячных платежей. После уведомления у должника есть месяц для того, чтобы погасить образовавшуюся задолженность. Если он не сделает этого, за три дня до отключения последует еще одно предупреждение. Поставка услуг полностью должна возобновиться в течение двух дней с момента погашения долгов.

О планово-предупредительном ремонте, об отключении от сетей из-за самовольного подсоединения к ним или использования оборудования мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, поставщик ЖКУ должен предупредить жильцов за месяц до начала работ. О плановых перерывах в предоставлении коммунальных услуг потребителя необходимо проинформировать не менее чем за 10 рабочих дней.

Все перечисленные правила, в принципе, не очень сложно запомнить. Но наши граждане во многом в силу своей инертности и лени редко придерживаются их. А напрасно, поскольку, лишь используя свое право на получение качественных услуг, можно приучить жилищно-коммунальных работников к дисциплине.

Обсудить статью можно на нашем форуме.
Если у вас есть вопросы можете задать его прямо на сайте.

        Рубрика: ЖКХ.
        Метки: , ,


Оставить комментарий или два

О нас

Видео материалы

Торговые марки

ЖКХ

Школа ремонта

Рубрики

Разделы

Поделиться с друзьями

Свежие комментарии

  

 

ссылки

Нет публикаций.

Метки

Реклама