Лакокрасочное покрытие автомобиля может пострадать даже у аккуратных водителей — оно каждый день подвергается механическим повреждениям. Антигравийная плёнка защищает поверхность, помогает сэкономить средства на перекраску и мелкий ремонт. Расскажу, какая бывает плёнка и чем отличается.
Царапины и сколы появляются на гладкой поверхности автомобиля от воздействия песка, гравия, реагентов и плохого качества дорожного покрытия, от разбившихся насекомых. Самые уязвимые места — бампер, капот, передние крылья, зеркала и фары — можно защитить антигравийной плёнкой. Заодно она противостоит коррозии на кузове и помутнению оптики.
Антигравийная плёнка может быть сделана из разных материалов, бывает глянцевая и матовая. Чтобы понять, какая защита станет оптимальной, достаточно проанализировать ваши условия вождения и прикинуть бюджет, а потом соотнести это с параметрами разных плёнок.
Плёнка для автомобиля
Виниловая плёнка — самая простая в оклейке
Винил, или ПВХ — самый популярный и бюджетный тип плёнки для защиты лакокрасочного покрытия автомобиля. Чем толще плёнка, тем лучше она защищает от песка, гравия, мелких камней, царапин, веток и птичьего помёта.
С этой плёнкой удобно обращаться — можно приклеить её даже самостоятельно. Винил можно полировать, чтобы удалить с поверхности мелкие царапины и потёртости. Коэффициент растяжения — 150−170% при средней толщине 160 мкм. Некоторые варианты плёнки внешне похожи на полиуретан: они могут быть прозрачные и глянцевые, но всегда с минимальной шагренью — шероховатостью.
У ПВХ есть и минусы: плёнка защищает кузов и принимает на себя удары, поэтому постепенно теряет блеск и покрывается потёртостями. Она трескается и лопается от перепадов температуры, может пожелтеть или помутнеть, и будет портить вид автомобиля. Использовать виниловую защиту можно от года до трёх лет. Если оставить её дольше положенного срока, толстый слой клея на кузове автомобиля при демонтаже будет сложно отчистить.
Виниловая плёнка не пропускает ультрафиолет, и при её демонтаже после частичной оклейки останется разница в оттенках — будет видно, какие детали под плёнкой сохранили цвет и какие выцвели на солнце.
Полиуретановая плёнка — очень прочная
Полиуретановая антигравийная плёнка плотная и эластичная, её сложно порвать даже отвёрткой, поэтому такое покрытие хорошо защищает от камней, гравия, песка, химикатов, птичьего помёта и даже мелких ДТП.
Плёнка не теряет своих свойств при перепаде температур в диапазоне от −70 °С до +100 °С. Она сохраняет эластичность, гидрофобные (влагостойкие) качества, стойкость к реагентам, маслам, микроорганизмам и плесени и в жарких южных краях, и в регионах с суровыми зимами. Шагрени нет — покрытие получается идеально гладким.
Это долгосрочная защита кузова: оклейка антигравийной пленкой и полиуретановые плёнки при правильном нанесении выполняют свои функции 7−10 лет. В течение всего периода плёнка не только сохраняет первоначальное лакокрасочное покрытие автомобиля, но и сама выглядит достойно — не желтеет, не трескается и не мутнеет. Коэффициент растяжения плёнки лучше, чем у грубоватого полиуретана — 200−250% при средней толщине 160 мкм, поэтому она лучше ложится на поверхность.
Поверх полиуретановой плёнки можно нанести лаковый слой Topcoat — он делает незаметными переходы, если кузов оклеен частично. Покрытие помогает плёнке самостоятельно выравниваться после небольших повреждений под воздействием тепла — достаточно оставить авто ненадолго под лучами солнца или воспользоваться строительным феном. Важно: эффект самовосстановления действует только на царапины лакового слоя. Если повреждение пробило лак и затронуло сам полиуретан, восстановить слой с помощью нагрева не получится.
Плёнка пропускает УФ-лучи, поэтому краска на оклеенных деталях будет естественно выцветать на солнце. Если авто было оклеено частично, при демонтаже покрытия краска будет выглядеть одинаково на всём кузове. Рекомендую устанавливать полиуретановую плёнку на новый автомобиль, чтобы сохранить лакокрасочное покрытие в идеальном состоянии, — это позволит не сильно снижать цену на машину при продаже.
Из минусов: полиуретановая плёнка очень дорогая. Если бюджет ограничен или нужна защита на непродолжительное время, лучше выбрать ПВХ или гибридные материалы. Полиуретан сложно клеить — без опыта будет сложно справиться. Материал изначально рассчитан на профессионалов, но самые технологичные новинки могут наклеить те, кто уже работал с виниловой плёнкой.
Гибридная плёнка — оптимальное сочетание
Гибридная антигравийная плёнка — золотая середина между бюджетным винилом и дорогостоящим полиуретаном. Она сочетает в себе их лучшие качества и защищает от песка, гравия, мелких камней, царапин, веток, химикатов, птичьего помёта.
Материал обладает повышенной эластичностью полиуретана: коэффициент растяжения плёнки — 200−250% при средней толщине 140−190 мкм. От полиуретана гибриду также достался лаковый слой Topcoat и все его преимущества: глянец без шагрени и желтизны, гидрофобные свойства и самовосстановление царапин. Плёнка пропускает ультрафиолет, выдерживает перепады температур от −50 °С до +50 °С.
Срок эксплуатации варьируется от двух до четырёх лет в зависимости от условий использования. Цена на гибридную плёнку ощутимо меньше, чем на полиуретан, она ненамного дороже качественного винила.
Технология установки схожа с полиуретаном — новичку тяжело будет оклеить авто самостоятельно.