Планируя перейти на пневматику в гараже, мастерской или сервисе, сталкиваешься с проблемой выбора надежного источника воздуха. Воздушный компрессор должен полностью удовлетворять потребностям пневматических инструментов. Только так можно добиться максимальной эффективности рабочего процесса и защитить пневмооборудование от преждевременного износа.
Как определить какой компрессор выбрать для покраски авто лучше всего? А может Вы в поиске источника воздуха для другого технического процесса? Неважно, главное учесть потребности пневмоинструмента, которым Вы будете орудовать сейчас, подумать о будущем и не забыть сделать дополнительные расчеты. Какие именно? Вы узнаете далее. Но, все по порядку.
Поршневой или винтовой компрессор – что выгоднее
Упомянутые типы оборудования в корне отличаются конструкцией:
Поршневой использует цилиндр с поршнем для всасывания воздуха, а затем вытесняет его в магистраль.
Винтовой компрессор обладает двумя винтами, которые непрерывно сжимают воздух, обеспечивая непрерывный воздушный поток.
Конечно же, это упрощенное объяснение работы обоих агрегатов. Но для выбора не обязательно знать больше. Достаточно понять, чем выгоден тот или иной тип. Обратите внимание на таблицу:
Поршневой
Винтовой
Режим работы
Повторно-кратковременный (работает с перерывами для охлаждения основного механизма) Постоянный (обеспечивает постоянный воздушный поток для инструмента)
Подача воздуха
Импульсная
Равномерная
Уровень шума
Поршневой на 10-12 дБ громче винтового
Обслуживание и ремонт
Неприхотлив в обслуживании и прост в ремонте
Требует больших усилий для устранения неполадок
Условия работы
Поршневой легче переносит тяжелые климатические условия и производственные нагрузки
Рабочий ресурс
Из-за особенностей конструкции рабочий ресурс винтового компрессора намного больше, чем поршневого оборудования
Питание
220-380 В
380 В
Стоимость
Цена на винтовой тип оборудования в разы больше поршневого аналога
Явные преимущества винтового компрессора в производительности, ресурсе и режиме работы перекрывает стоимость. Хорошие модели превосходят поршневые варианты по цене в 3-4 и более раз. Поэтому винтовую модель чаще встретишь на производстве, где производственная нагрузка оправдывает траты на инструменты.
Что же касается маленькой мастерской, гаража или мини-сервиса, то здесь, конечно же, выгоднее становится использовать поршневой компрессор для покраски авто и других целей. Тем более, с каждым новым поколением современные модели приближаются к винтовым, уменьшая время необходимое для перерыва в работе и повышая эксплуатационные характеристики аппаратов.
Производительность и давление – две самые важные характеристики при выборе компрессора. Именно с ними нужно разбираться в первую очередь.
Давление. В ассортименте магазинов встречаются варианты с давлением от 6 до 16 бар. В отличие от производительности здесь все легко – подбирайте компрессор с давлением, превышающим необходимое для работы Вашего пневмоинструмента. И с блок компрессора renner.
Необходимость в столь большой разнице объясняется особенностями конструкции. Ранее подчеркивалось, что поршневому агрегату требуется небольшой перерыв в работе. В это время реле давления сбрасывает его на 2 бар (стандартные заводские настройки). Запас в 2 бар компенсирует недостачу.
Помимо этого, учитывайте потерю давления при слишком длинной магистрали. Здесь можно не делать поправки и не брать дополнительный запас, но помнить об этом обязательно стоит. Если вдруг появятся проблемы в работе компрессора и пневмоинструмента, то возможно именно длина магистрали негативно сказалась на выдаваемом давлении оборудования.
Подводя итог по давлению можно сказать, что для гаража вполне хватит аппарата с рабочим давлением 8 бар. Для покраски понадобится всего лишь 3-4 бар, для другого инструмента 6-6,5 бар более чем достаточно. Единственной причиной брать модель с 10 бар может стать разветвленная пневмосеть.
Объем ресивера. Перед тем, как перейти к производительности, сделаем небольшую паузу и развенчаем самый распространенный миф о ресивере – чем больше объем, тем проще работается компрессору. Возможно, вы слышали и другое – чем выше объем, тем лучше. Слова меняются, смысл остается, но так ли это на самом деле?
Как и в случае с другими характеристиками здесь необходимо соблюдать баланс. Использование слишком большого ресивера приведет к работе без положенных ему перерывов. Временное преимущество ускорит износ оборудования и быстрее придет его в негодность. Если взять слишком маленький ресивер, то здесь получим обратную проблему – чрезмерно частое включение компрессора.
Чтобы подобрать ресивер, нужно смотреть на характер использования пневматического инструмента. В отсутствии пиковых нагрузок и более менее равномерном потреблении воздуха следует взять ресивер небольшого объема, в обратном случае понадобится что-то побольше.
Оптимальный вариант ресивера – если компрессор набирает в него воздуха за 3-4 минуты.
Что такое коэффициент внутрисменного использования (Кви)
Данный поправочный коэффициент введен зарубежными производителями. Его значение:
Для бытовых и полупрофессиональных моделей – 0,15-0,2
Для профессиональных – 0,4-0,5
Для промышленных – 0,6-0,7
Для чего он? Показатель равен отношению активной фазы использования компрессора (нагнетания) к стандартному времени цикла равному 10 минут. Т.е. коэффициент 0,4 означает рабочий цикл в 4 минуты с перерывом в 6 минут.
Чем выше данный коэффициент, тем надежнее аппарат и выше его ресурс. Стоит учитывать его и для определения запаса производительности. Запас обратно пропорционален Кви. Чем меньше Кви, тем больше нужно сжатого воздуха для «отдыха» компрессора.
Главная проблема при выборе, которую допускают многие новички – непонимание того, что подразумевает величина производительности компрессора. В Российской Федерации имеется ГОСТ, согласно которому производительность рассчитывается при атмосферном давлении 1 бар и температуре окружающей среды равной +20 градусов Цельсия.
Зарубежные компании указывают теоретическую производительность (обратите внимание — значение на входе). Она отличается от реальной на выходе, ведь не учитывает потери в системе оборудования. Снижение также определяется коэффициентом производительности компрессорной головки:
Для бытовых моделей и полупрофессиональных агрегатов – 0,55
Для профессиональных компрессоров – 0,65
Для промышленного оборудования – 0,65-0,75
Перемножив коэффциент Кпр и теоретическую производительность, Вы всегда получите реальное значение.
В качестве примера возьмем компрессор с теоретическим показателем 300 л/мин. Допустим это профессиональный агрегат. Сколько получится его реальная производительность? 0,65*300 л/мин = 195 л/мин. Разница поражает, не правда ли? Если берешь инструмент под 300 л/мин, и не хватает 105 единиц, конечно же, ждать от такого компрессора чуда не стоит.
Математические расчеты
Если нет желания полагаться на мнение продавца и хочется самостоятельно убедится в правильном выборе, лучше всего посчитать все самому. 3 простых формулы дадут 3 ключевых значения необходимых, чтобы беспроигрышно определить какой компрессор лучше для покраски автомобиля, работы шлифовальной машинкой и т.д.
Данные формулы немного упрощены и имеют небольшую погрешность, но и полученного значения в результате такого вычисления вполне хватит, чтобы определить нужные показатели.
Сколько воздуха потребляет инструмент
Чтобы получить значение воздухопотребления недостаточно суммировать значения инструментов. Здесь также нужны поправочные коэффициенты, которые учтут промежутки активного использования и «отдыха» оборудования.
Формула для вычислений довольно проста:
G (л/мин) = G1 · Ки1 + G2 · Ки2 + … + Gn · Киn
G1…Gn – воздух потребляемый инструментами
Ки1…Киn – поправочный коэффициент (отношение времени использования к циклу использования). Если вы работаете 10 минут и всего 4 из них активно пользуетесь инструментом, то коэффициент будет равен 4/10 = 0,4.
Значения потребления воздуха пневмоинструментом указано в паспортах, которые идут к ним комплекте. Если это не так, можно посчитать, положившись на показатели в следующей таблице:
После вычисления G также придется воспользоваться поправочным коэффициентом (коэффициентом синхронности). Определите его по таблице и умножьте на ранее найденное общее потребление воздуха:
Как определить теоретическую производительность на входе
Для определения значения пользуемся простой формулой:
Qвх = G · (β/Кпр) – где G – общий расход, β – порправочный коэффициент запаса производительности, а Кпр – коэффициент полезного действия компрессора или его еще называют коэффициентом производительности компрессорной головки.
Получить коэффициенты для компрессоров 6-8 бар поможет таблица ниже:
Расчет-теоретической-производительности-на-входе.jpg
Как посчитать нужный объем ресивера
И наконец, мы вернулись к ранее рассмотренному объему ресивера. Чтобы определить достаточное значение достаточно воспользоваться формулой:
V (л) = (G · t · Кпр) / (60 · ΔP)
ΔP равна разнице между максимальным и минимальным давлением – в большинстве случаев это упомянутые 2 бар. Что же касается времени t, то здесь нужно взять время падения давления от максимального к минимальному (не менее 30 сек).