Общие термины и понятия
Правила и требования, предъявляемые к проезжей части проезжей части, регулируются одновременно несколькими законодательными актами:
ГОСТ Р 54401-2011 «Автомобильные дороги общего пользования»
СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», утвержденный постановлением Госстроя СССР от 20 августа 1985 г. N 133;
КТ-17.0-10.11-75 «Устройство асфальтобетонных покрытий», утверждено постановлением Госстроя от 10.11.1975 г.;
СНиП 2.05.02-85 и 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и др.
В статье используются необходимые термины и определения для обозначения процессов и материалов, используемых при строительстве дорог и пешеходных улиц.
Асфальт — для покрытия автомобильных дорог разной интенсивности. Это смесь цемента, щебня, песка, минерального порошка и полимерных компонентов с добавлением битумных смол в качестве связующего элемента. Отличается большей прочностью и вязкостью, чем горячий асфальт. Температуру необходимо контролировать: при обжиге она достигает 200 ° С, при транспортировке и установке не должна опускаться ниже 130 ° С, иначе состав начнет затвердевать и накапливаться, выровнять и утрамбовать его будет невозможно.
Горячий асфальт состоит из бетона, щебня, природного песка, минеральной пыли и битума. Никаких добавок и полимеров не добавляется. Он нагревается до отметки 130 ° C, выдерживает не менее 100 ° C. Это оптимальное решение для пешеходных и велосипедных нагрузок, позволяющее выдерживать даже кратковременные нагрузки в несколько тонн.
Асфальтобетон и горячий асфальт укладывают при температуре нижнего основания не ниже + 5 ° С.
Холодный асфальт: все те же компоненты, но с добавлением растворителей для разбавления состава. Рекомендуется для аварийного ремонта полотна при низких температурах — не ниже -10 ° С, при нижнем основании + 5 ° С, чтобы не было трещин и состав не начал замерзать. Подробнее можно прочитать тут nds-nn.ru/asfaltirovanie/dorog/.
Жидкий асфальт — используется для ямочного ремонта, пешеходных и велосипедных дорожек. Производится с добавлением гранулята вторичного асфальта в количестве не более 10% для ремонта и строительства и не более 20% для выравнивания поверхности.
Из чего состоит асфальт?
Прежде чем говорить о укладке, необходимо понять, из чего состоит асфальтовое покрытие. Асфальт — это смесь битума и сыпучих материалов — песка, щебня или гравия. В зависимости от назначения дорожного покрытия процентное содержание компонентов может варьироваться. Например, нет смысла использовать щебень для парковки возле дома, так как он позволяет выдерживать высокое давление, необходимое для покрытия дорог общего пользования и магистралей. Для обычных трасс и автомобильных площадок рекомендуется использовать до 10% щебня из-за отсутствия большой нагрузки на поверхность.
Песок, отсев или ПЩС
Они работают как подушка, то есть обеспечивают устойчивое положение, равномерно распределяют вес верхних слоев и препятствуют усадке асфальта. Без подушки обивка быстро испортится — на ней образуются трещины и дыры.
Для подушки потребуется много материала, поэтому лучше выбрать что-нибудь подешевле. Песок или дизеринг подойдут.
Если говорить о песке, рекомендуем покупать недолговечный. Это самый дешевый сорт. Как вариант, можно рассмотреть и карьерный песок, но он стоит дороже.
Отсев щебня имеет преимущество перед песком: он не содержит глины. Дело в том, что глина имеет свойство подниматься (то есть увеличиваться в объеме под воздействием низких температур). Это может привести к порче покрытия зимой. А грохочение — это продукт дробления твердых пород. Поэтому в нем нет глины.
Решетки бывают разных видов: гранитные, диоритовые, серпентинитовые, габбро, мраморные. По сути, все они будут работать; Здесь выбор зависит только от цены материала и стоимости доставки до вашего объекта.
Ну и еще одна важная особенность: отсев можно увеличивать. В его смеси наряду с мелкими зернами встречаются довольно крупные. Это показано на фото ниже. Выровнять такое покрытие будет сложнее. Поэтому перед покупкой обязательно сообщите продавцу, зачем вам просеивание, и попросите привезти вам мелкую фракцию — 0-5мм.
Ну и последний вариант — это песчано-щебеночная смесь (ПЩС). Это дешево, но работать с ним сложно. В смеси могут быть как крупные, так и мелкие зерна, что затрудняет выравнивание верхнего слоя.
Битум
Битум относится к смолистым продуктам, которые получают в результате переработки нефти. Является вяжущим компонентом асфальтовой смеси. Сумма варьируется от 2 до 11% в зависимости от назначения дорожного покрытия. Чем больше нагрузка, тем больше битума содержится в асфальте.
Песок
Песок действует как мелкодисперсный наполнитель и позволяет равномерно распределять внешнюю нагрузку на полотно. При подготовке асфальта используется только чистый песок, так как от него зависит конечный показатель прочности ленты.
Щебень или гравий
Как уже было сказано выше, щебень используется для повышения устойчивости асфальта к внешним нагрузкам. Если на участке планируется перемещение техники более 5 тонн, например, при организации подъезда грузовых автомобилей к строительной площадке, обязательным условием является наличие в составе асфальта щебня до 15 мм. Этот вид асфальта хорошо справляется с повышенным давлением в шинах.
Для бордюрного асфальта используется гравий толщиной 3-5 мм, который является отличным демпфером и наполнителем.
Геотекстиль
Будет задан вопрос, будут ли машины ездить по асфальту. Геотекстиль придает покрытию дополнительную устойчивость и предотвращает усадку.
На рынке огромное количество геотекстиля: садового, строительного, промышленного и так далее. Они различаются как плотностью, так и свойствами. Например, садовый сорт предназначен для улучшения плодородия почвы и защиты от сорняков. Однако он не рассчитан на высокие нагрузки.
Следует выбирать строительный геотекстиль плотностью 100 г / м2. Этого будет достаточно, чтобы оборудовать небольшую парковку или подъехать к участку.